МБОУ "Рыльская средняя общеобразовательная школа №5"
Рыльского района Курской области
  • Доступная среда

    Материально-техническая база для инвалидов и лиц с ОВЗ

    Условия для таких детей создает программа "Доступная среда". В рамках ее реализации в школе проводится работа по созданию специальных условий. Особое внимание в данной программе уделяется детям - инвалидам. Учебные кабинеты, библиотека, спортивные залы и стадион школы приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Доступ в здания школы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с помощью стационарного пандуса. Школа оборудована вспомогательными средствами: расширены дверные проемы при входе в школу. Все кабинеты школы имеют доступ к информационным системам, официальный сайт имеет версию для слабовидящих.

    В системе работы используются следующие формы:

    проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, консультации родителей, подготовка рекомендаций, заключений на ПМПК;
    проведение малых педагогических советов, заседаний ПМПк;
    ведение карт развития детей;
    посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
    разработка методических рекомендаций учителю;
    диагностика обучающихся;
    обследование школьников по запросу родителей;
    организация индивидуальных и групповых коррекционно - развивающих занятий.
    Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом, поэтому дети с ОВЗ находятся под постоянным наблюдением медицинских работников школы.

    ИГРЫ С ПЕСКОМ

    Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ. На своих занятиях социальный педагог Анохина Галина Александровна применяет Песочная терапия является одним из методов формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся.

    Работа с песком способствует снятию мышечной напряжённости; развитию зрительно- пространственной ориентировки; концентрации внимания, памяти; развитию логики и речи; стабилизации эмоционального состояния; развитию творческих способностей; развитию рефлексии (самоанализа) ребёнка; формированию позитивной коммуникации.

    Использование песочной терапии дает положительные результаты: у детей значительно возрастает интерес к урокам; они чувствуют себя более успешными; на занятиях нет места монотонности и скуке. На своих занятиях социальный педагог Анохина Галина Александровна применяет данную методику.

    Логопедические коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ проводятся в соответствии с рекомендациями ПМПК.

    Учитель - логопед Паскаль Мария Владимировна проводит занятия с такой категорией обучающихся с ОВЗ. Целью коррекционного воздействия становится личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие обучающегося.

    Коррекционная работа ведётся по нескольким направлениям:

    • формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков (постановка, автоматизация, введение звуков в самостоятельную речь);
    • развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений;
    • формирование звуко - слогового анализа и синтеза;
    • расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;
    • уточнение значения слов, активизация имеющегося словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевод слова из пассивного в активный словарь;
    • развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
    • воспитание у детей умений правильно составлять простое распространённое предложение;
    • обучение умению употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
    • формирование связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом;
    • совершенствование пространственно-временных ориентировок;
    • формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения;
    • формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, памяти, слухового и зрительного внимания);
    • развитие мелкой моторики рук путем использования пальчиковых игр, массажа, самомассажа;
    • развитие конструктивного праксиса.

    Организация воспитательно-образовательного процесса данной программы включает также коррекцию развития личности, позволяет в комплексе решать образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи. Коррекция устной и письменной речи обучающихся осуществляется параллельно с развитием высших психических функций (мышления, внимания, памяти), а также различных типов восприятия. Логопедическая работа проводится с учётом особенностей первичного дефекта обучающихся.


    Авторское пособие «Какое варенье».
    Направления работы – активизация словаря, развитие навыка словообразования ;
    Игра на согласование местоимений и прилагательных с существительными в роде «Местоимения «Мой», «Моя», «Моё», «Мои».
    Направления работы – закрепление правильного согласования, актуализация названий цветов и оттенков, а также умения соотносить картинки по цветам, развитие внимания, словесно-логического мышления;
    Игра «Слоговой поезд».
    Направления работы – развитие навыка слогового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры;
    Игра с фонариком «Письма на почте»
    Направления работы – развитие фонематического и языкового анализа и синтеза слов, развитие зрительного восприятия;
    Игра «Кукла с платьицами»
    Направления работы – развитие фонематического восприятия путём дифференциации смешиваемых звуков, развитие мелкой моторики.
    В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. И в каждой школе можно встретить ребенка данной категории. Как правило, у детей с ограниченными возможностями здоровья присутствуют такие трудности, как: плохо разговаривает и не может сказать о своих чувствах, желаниях, потребностях, трудно усваивает материал, отвлекается, проявляются нарушения в поведении. Чаще всего, такие дети сталкиваются с непониманием и раздражительностью взрослого, что приводит к неудовлетворению базовых потребностей ребенка в уважении, понимании, признании, любви и т.д. В дальнейшем это проявляется в возникновении у детей страхов, тревожности, обид, агрессии. Как правило, родители не замечают нарушения в психологическом здоровье ребёнка, больше уделяя внимание его здоровью и обучению. При этом видя частые проявления поведенческих нарушений, отсутствие динамики в развитии у родителей угасает стремление заниматься с ребенком, родитель теряет последнюю веру в ребенка. Что приводит к острой необходимости специалиста, который сможет стабилизировать эмоциональное состояние рёбенка.

    Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. (термин ввел А.Хилл). Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социализации детей с ограниченными возможностями.

    Педагог – психолог МБОУ «РСОШ №5» Параскива Екатерина Владимировна применяет такой метод лечения при проблемах эмоционально-личностного развития, в аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.

    Арт-терапия решает следующие задачи:

    Пробуждает жизненные силы, активизирует внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность;
    Создает новые мотивы, установки, закрепляя их в реальной жизни с помощью произведений искусства;
    Развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности;
    Компенсирует недостающие возможности;
    Помогает формировать навыки межличностной коммуникации;
    Налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой. Оптимизирует личностные качества;
    Обеспечивает социальную адаптацию. В целом помогает достойно жить.


    Общие результаты коррекционного воздействия арт-терапии:

    Создается положительный эмоциональный настрой.
    Улучшается психическое здоровье.
    Облегчается процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми.
    Создаются и развиваются отношения взаимного приятия и эмпатии.
    Прорабатываются подавляемые мысли и эмоции, и, как следствие, — безопасно разряжаются саморазрушительные и разрушительные тенденции.
    Прорабатываются реальные проблемы и фантазии, с которыми сложно работать вербально.
    Развивается воображение, эстетический опыт, творческое самовыражение.
    Повышаются адаптационные способности.
    Снижается утомляемость и развивается чувство внутреннего контроля.
    Эффективность арт-терапии проявляется в коррекции отклонений и нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей с ОВЗ, особенно механизмов саморегуляции и самоисцеления. Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром. Навыки, приобретенные в процессе терапии искусством, после ее завершения ориентируют ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой и социумом.

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie