Материально-техническая база для инвалидов и лиц с ОВЗ
Условия для таких детей создает программа "Доступная среда". В рамках ее реализации в школе проводится работа по созданию специальных условий. Особое внимание в данной программе уделяется детям - инвалидам. Учебные кабинеты, библиотека, спортивные залы и стадион школы приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Доступ в здания школы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с помощью стационарного пандуса. Школа оборудована вспомогательными средствами: расширены дверные проемы при входе в школу. Все кабинеты школы имеют доступ к информационным системам, официальный сайт имеет версию для слабовидящих.
В системе работы используются следующие формы:
проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, консультации родителей, подготовка рекомендаций, заключений на ПМПК;
проведение малых педагогических советов, заседаний ПМПк;
ведение карт развития детей;
посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
разработка методических рекомендаций учителю;
диагностика обучающихся;
обследование школьников по запросу родителей;
организация индивидуальных и групповых коррекционно - развивающих занятий.
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом, поэтому дети с ОВЗ находятся под постоянным наблюдением медицинских работников школы.
ИГРЫ С ПЕСКОМ
Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ. На своих занятиях социальный педагог Анохина Галина Александровна применяет Песочная терапия является одним из методов формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся.
Работа с песком способствует снятию мышечной напряжённости; развитию зрительно- пространственной ориентировки; концентрации внимания, памяти; развитию логики и речи; стабилизации эмоционального состояния; развитию творческих способностей; развитию рефлексии (самоанализа) ребёнка; формированию позитивной коммуникации.
Использование песочной терапии дает положительные результаты: у детей значительно возрастает интерес к урокам; они чувствуют себя более успешными; на занятиях нет места монотонности и скуке. На своих занятиях социальный педагог Анохина Галина Александровна применяет данную методику.
Логопедические коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ проводятся в соответствии с рекомендациями ПМПК.
Учитель - логопед Паскаль Мария Владимировна проводит занятия с такой категорией обучающихся с ОВЗ. Целью коррекционного воздействия становится личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие обучающегося.
Коррекционная работа ведётся по нескольким направлениям:
- формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков (постановка, автоматизация, введение звуков в самостоятельную речь);
- развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений;
- формирование звуко - слогового анализа и синтеза;
- расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;
- уточнение значения слов, активизация имеющегося словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевод слова из пассивного в активный словарь;
- развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- воспитание у детей умений правильно составлять простое распространённое предложение;
- обучение умению употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- формирование связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом;
- совершенствование пространственно-временных ориентировок;
- формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения;
- формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, памяти, слухового и зрительного внимания);
- развитие мелкой моторики рук путем использования пальчиковых игр, массажа, самомассажа;
- развитие конструктивного праксиса.
Организация воспитательно-образовательного процесса данной программы включает также коррекцию развития личности, позволяет в комплексе решать образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи. Коррекция устной и письменной речи обучающихся осуществляется параллельно с развитием высших психических функций (мышления, внимания, памяти), а также различных типов восприятия. Логопедическая работа проводится с учётом особенностей первичного дефекта обучающихся.
Авторское пособие «Какое варенье».
Направления работы – активизация словаря, развитие навыка словообразования ;
Игра на согласование местоимений и прилагательных с существительными в роде «Местоимения «Мой», «Моя», «Моё», «Мои».
Направления работы – закрепление правильного согласования, актуализация названий цветов и оттенков, а также умения соотносить картинки по цветам, развитие внимания, словесно-логического мышления;
Игра «Слоговой поезд».
Направления работы – развитие навыка слогового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры;
Игра с фонариком «Письма на почте»
Направления работы – развитие фонематического и языкового анализа и синтеза слов, развитие зрительного восприятия;
Игра «Кукла с платьицами»
Направления работы – развитие фонематического восприятия путём дифференциации смешиваемых звуков, развитие мелкой моторики.
В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. И в каждой школе можно встретить ребенка данной категории. Как правило, у детей с ограниченными возможностями здоровья присутствуют такие трудности, как: плохо разговаривает и не может сказать о своих чувствах, желаниях, потребностях, трудно усваивает материал, отвлекается, проявляются нарушения в поведении. Чаще всего, такие дети сталкиваются с непониманием и раздражительностью взрослого, что приводит к неудовлетворению базовых потребностей ребенка в уважении, понимании, признании, любви и т.д. В дальнейшем это проявляется в возникновении у детей страхов, тревожности, обид, агрессии. Как правило, родители не замечают нарушения в психологическом здоровье ребёнка, больше уделяя внимание его здоровью и обучению. При этом видя частые проявления поведенческих нарушений, отсутствие динамики в развитии у родителей угасает стремление заниматься с ребенком, родитель теряет последнюю веру в ребенка. Что приводит к острой необходимости специалиста, который сможет стабилизировать эмоциональное состояние рёбенка.
Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. (термин ввел А.Хилл). Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социализации детей с ограниченными возможностями.
Педагог – психолог МБОУ «РСОШ №5» Параскива Екатерина Владимировна применяет такой метод лечения при проблемах эмоционально-личностного развития, в аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.
Арт-терапия решает следующие задачи:
Пробуждает жизненные силы, активизирует внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность;
Создает новые мотивы, установки, закрепляя их в реальной жизни с помощью произведений искусства;
Развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности;
Компенсирует недостающие возможности;
Помогает формировать навыки межличностной коммуникации;
Налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой. Оптимизирует личностные качества;
Обеспечивает социальную адаптацию. В целом помогает достойно жить.
Общие результаты коррекционного воздействия арт-терапии:
Создается положительный эмоциональный настрой.
Улучшается психическое здоровье.
Облегчается процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми.
Создаются и развиваются отношения взаимного приятия и эмпатии.
Прорабатываются подавляемые мысли и эмоции, и, как следствие, — безопасно разряжаются саморазрушительные и разрушительные тенденции.
Прорабатываются реальные проблемы и фантазии, с которыми сложно работать вербально.
Развивается воображение, эстетический опыт, творческое самовыражение.
Повышаются адаптационные способности.
Снижается утомляемость и развивается чувство внутреннего контроля.
Эффективность арт-терапии проявляется в коррекции отклонений и нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей с ОВЗ, особенно механизмов саморегуляции и самоисцеления. Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром. Навыки, приобретенные в процессе терапии искусством, после ее завершения ориентируют ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой и социумом.